О НЕЛЮБВИ К ПОЭЗИИ И ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ

Часто можно услышать:
— Я ненавижу поэзию. Я не понимаю поэзию. Поэзия скучна.
— Я читаю стихотворения только потому, что их надо читать ребёнку…
Мы учим детей считать, читать… А что же поэзия? Нет, речь не о детских стишках, а именно о высокой поэзии. Взрослым позволительно что-то любить или не любить, но вот детям ещё учиться в школе и сдавать экзамены, и задача взрослых — сделать обучение комфортным. Как?
#1. НАЧНЕМ С СЕБЯ. Самое главное, без чего не будет результата — любите поэзию сами. Сделайте поэзию частью вашей жизни. Любите поэзию? Переходите сразу к пункту #2
НЕНАВИДИТЕ ПОЭЗИЮ? Часто в процессе разговора с родителями выясняется, что:
«ненавижу» = «не понимаю», «не понимаю/скучна» = «нет времени разобраться и понять».
Часто в абсолют возводится всего лишь какая-то мелкая деталь (непонравившееся единственное стихотворение; негативные ассоциации из детства и т.п.) С прозой проще — прозаический текст возможно прочитать по диагонали, понимая сюжет целиком. Поэзия требует концентрации, она схожа с медитацией. И вот круг замкнулся: чтобы погрузиться в поэзию, необходимо её понимание, а когда разбираться и понимать, если не хватает 24 часов в сутки? ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?
100% работающий рецепт — любовь заразительна. Иногда достаточно просто общаться с людьми, которые поэзию любят и интересно о ней рассказывают. Что уж говорить о детях, которые берут пример со взрослых. Есть такие уникальные родители, которые через понимание своей «нелюбви» ищут способы заинтересовать своего ребёнка и параллельно заинтересовываются сами. Их опыт бесценен. Такие родители, как никто другой, способны найти массу решений, лишь бы не испытывать дискомфорт самим и подарить радость ребёнку. Для настойчивых есть специальная литература или мастер-классы.
#2. ИГРАЕМ В ПОЭЗИЮ С ДЕТЬМИ. Когда начинать? С рождения!
Есть много прекрасных колыбельных, написанных классиками.
Заметьте, практически все дети любят подражать тому, как родители разговаривают по телефону. Если взрослый заинтересованно схватился за книгу и вслух эмоционально читает стихотворение, малыш тоже начнет повторять. ДЛЯ УСИЛЕНИЯ ЭФФЕКТА сделайте вид, что вы очень заняты и вам срочно нужно прочитать любимого поэта.
Начинайте с маленьких текстов-четверостиший.
Цитируйте. Увидели берёзу — ах, посмотри, белая берёза под моим окном принакрылась снегом….Увидели собаку — дай лапу мне на счастье, Джим… Придумайте игру: — Можно использовать любимые игрушки: котики, машинки и пр. Подберите под них текст. («Жираф» Гумилёва, «Парус» Лермонтова и тп.)
Рисуйте стихотворения, делайте аппликации.
Стучите ритм (ладошками, ложками, кастрюлями…главное, чтобы было весело).
Сочиняйте сами стихотворения.
Танцуйте под музыку, написанную на стихи поэтов классиков.
Фантазируйте.
Интегрируйте поэзию в счёт, быт и т.п.
Нет, поэзия не скучна — среди миллионов произведений, всегда есть то, которое зацепит и взволнует! Поэзия не сложна — она увлекательна, как шкатулка с секретом, как квест! Сказать, я совершенно не люблю поэзию — равносильно «я не люблю ни один цвет спектра от белого до чёрного». И бонус для тех, кто дочитал до конца.
Пример четверостишия (недетского), за которым целая история:
Ты ночуешь с Даниилом,
Но к несчастью — Даниил
Хоть и в рифму с Михаилом,
Но совсем не Михаил.
(Д.Хармс)